Хозяйственные операции, организация учета и отчетности

Каждую запись в бухгалтерском учете делают только на основании документа. Ведение записей хозяйственных операций на основе документов первичного учета называется регистрацией хозяйственной операции. Документы бухгалтерского учета, в которых регистрируются хозяйственные операции, называются учетными регистрами.

Виды учетных регистров:

  • карточки — листы плотной бумаги одинакового формата (размера) и разного графления;
  • сводные листы (ведомости) — листы бумаги разных форматов и различного графления (ведомости, формы);
  • бухгалтерские книги — листы и страницы разного графления в твердом или мягком переплете.

Каждая бухгалтерская книга имеет свое наименование, которое помещается на титульном листе. Различают кассовую книгу, книгу учета хозяйственных операций и Главную книгу.

Во всех учетных регистрах фиксируются: порядковый номер записи; дата регистрации операции; название документа, на основании которого делается запись; наименование корреспондирующих счетов по дебету и кредиту (увеличение, уменьшение); денежная сумма операции.

Бухгалтерский учет охватывает все стороны хозяйственной деятельности и ведется непрерывно. Используются такие способы отражения и контроля хозяйственных операций, как ведение счетов, двойная запись и периодическое составление балансов.

Ведение бухгалтерского учета регулируется Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», в соответствии с которым коммерческая организация самостоятельно выбирает одну из форм бухгалтерского учета:

  • мемориально-ордерная;
  • журнально-ордерная;
  • автоматизированная;
  • упрощенная.