Основные показатели продуктивности
При использовании производственных функций необходимо оценить количественное влияние отдельных факторов и их совокупности на продуктивность. Для этого целесообразно использовать приемы корреляционного и регрессионного анализа.
Основные показатели продуктивности, которые определяются в процессе составления бизнес-плана:
- среднегодовой надой на корову;
- среднесуточный или годовой привес (прирост живой массы) одной головы при выращивании и откорме;
- приплод телят на 100 коров;
- яйценоскость за год одной несушки;
- деловой выход поросят на одну основную и разовую (проверяемую) свиноматку.
Вместе с тем на практике отмечаются большие колебания производства молока по месяцам, особенно в зимнее и летнее время.
В бизнес-планировании возникает необходимость определения объемов производства молока и денежных поступлений по месяцам (кварталам). В этом случае точнее всего можно определить объемы поступления молока с учетом удоя коров, находящихся на различных месяцах лактации. Для этого нужны соответствующие данные.
Для определения объемов производства мяса рассчитывают, как правило, три показателя:
- валовой прирост живой массы (привес);
- продукцию выращивания;
- продукцию реализации.
Объемы реализации мясной продукции (в живой или убойной массе) определяют после составления балансовой таблицы «Производство и распределение продукции животноводства». В ней отражают выращиваемую продукцию (приходная часть) и ее потребление на личные и другие нужды, реализацию и остаток.
При разработке производственной программы в животноводческих отраслях необходимо, как и в растениеводстве, ориентироваться на достижения научно-технического прогресса.