Точка безубыточности продаж и оптимальная цена товара

Наиболее оптимальная цена на предпринимательский продукт должна балансировать между реальными издержками товаропроизводителя и выручкой от продаж, которая не только компенсирует издержки, но и приносит чистый доход (прибыль).

В большинстве случаев аграрные товаропроизводители не могут существенно влиять на конъюнктуру рынка и при ценообразовании ориентируются на складывающийся спрос. Цены на рынке могут повышаться, когда спрос возрастает, и снижаться, когда он уменьшается. В такой ситуации рыночное ценообразование не в полной мере выполняет роль регулятора спроса и предложения. Важным фактором в ценовой политике коммерческой организации является регулирующая роль государства, благодаря которой ограничиваются резкие колебания рыночных цен и регулируются цены и тарифы.

Определяя точку безубыточности продаж, предприниматель может столкнуться с двумя вариантами продажи товара.

1. Продажа одного вида товара. В качестве объема продаж в этом случае выступает количество (масса) реализуемого товара, а точка безубыточности продаж будет выражать количество единиц (штук) или массу (кг, ц, т) товара, при которых денежная выручка сравняется с издержками предпринимателя.

2. Продажа двух видов товаров и более (многономенклатурный ассортимент). В качестве объема продаж в этом случае выступает сумма денежной выручки (тыс. р.). Точку безубыточности, выраженную в денежной выручке.

В розничной торговле распространен такой метод формирования цены товара, как применение торговых надбавок, которые представляют собой долю прибыли от продаж в оптовой (закупочной) цене. Эта доля чаще всего выражается в процентах.

Ценовая политика предпринимателя, выбор метода ценообразования должны отвечать как финансовым целям (получение максимальной прибыли), так и рыночным условиям с учетом поведения потребителя (покупателя).