Этапы установления цен и тарифов
Под методом ценообразования понимают способы, совокупность принципов и правил по обоснованию и определению (установлению) цены на продукцию (товар), а тарифа — на работы и услуги.
Общепризнанный процесс установления цен и тарифов на предпринимательский продукт состоит из нескольких этапов.
- Постановка цели и задачи ценообразования — чего хочет достичь предприниматель с помощью реализации товара (услуги).
- Анализ и определение уровня спроса на продукцию (товар) или услуги данного вида — изучить рыночный спрос и дать ему оценку при разных ценах и тарифах, учесть так называемую эластичность спроса.
- Расчет издержек и их оценка — определить постоянные и переменные затраты, а также валовые издержки при различных объемах производства и реализации продукции (товара, работ, услуг), рассчитать точку безубыточности при разных уровнях цен и тарифов.
- Анализ товарного ассортимента и цен конкурентов на рынке.
- Выбор метода ценообразования.
- Расчет предварительной (минимально допустимой) цены реализации конкретного вида предпринимательского продукта.
- Учет влияния отдельных факторов на рыночную цену.
- Оценка предварительной цены, установление окончательной цены и возможные пределы ее колебания.
Обоснование уровня цен и тарифов нужно начинать с изучения рынков, на которых будет работать предприниматель (коммерческая организация). Это позволит сопоставить емкость различных рынков и возможности предпринимателя (коммерческой организации) в удовлетворении рыночного спроса.