Анализ себестоимости предпринимательского продукта

Анализ себестоимости предпринимательского продукта начинают с установления состава и соотношения затрат, включаемых в себестоимость.

При исчислении прибыли в затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ и услуг включаются:

  •  материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • расходы на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды и другие обязательные платежи (единым платежом);
  • амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности;
  • страховые взносы по всем видам обязательного страхования и по перечню видов добровольного страхования;
  • процент по полученным кредитам и займам (за исключением просроченных и связанных с приобретением основных средств и нематериальных активов);
  • прочие затраты — по всем видам ремонта основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности; налоги и сборы, включаемые в соответствии с законодательством в себестоимость; арендная плата и лизинговые платежи, организационные и канцелярские расходы, оплата услуг связи и т.д.

Анализируя себестоимость продукции (товара, работы, услуги), вначале сопоставляют фактический уровень затрат с плановым, вычисляют абсолютные величины отклонений. Затем разделяют на составляющие (калькуляционные статьи) и определяют влияние на себестоимость каждой составляющей.

На основе расчета себестоимости, анализа состава и соотношения затрат можно проводить как вертикальные, так и горизонтальные сравнения, а также сопоставлять фактические показатели с плановыми и нормативными.