Организация сбыта предпринимательского продукта

Коммерческая организация не только производит продукцию и (или) закупает ее в определенном количестве, ассортименте и качестве, что соответствует запросам потребителей, но и обеспечивает ее сбыт. В рыночной экономике резко возрастает роль сбыта, усложняются его задачи.

Сбыт — предпринимательская деятельность, обеспечивающая реализацию продукции (товара, услуг) и передачу права собственности на нее от изготовителя (продавца) к потребителю (покупателю).

Организация сбыта основана на современной системе управления производственно-сбытовой деятельностью коммерческой организации (маркетинге) и включает:

  • сбор информации о спросе на предпринимательский продукт;
  • анализ рыночной ситуации (емкость рынка, ассортимент, конкуренция, динамика объемов продаж и т.п.);
  • анализ каналов сбыта и заключение договоров на поставку продукции;
  • выбор форм и методов реализации продукции;
  • изучение возможностей выхода на внешний рынок;
  • подготовку продукции к отправке потребителю;
  • организацию торговли, учета и отчетности;
  • стимулирование работников службы сбыта.

Сбыт готовой продукции коммерческой организацией может осуществляться через собственную сбытовую сеть (каналы прямого сбыта) или через независимых посредников.

Через сбытовых агентов или службу сбыта коммерческая организация реализует продукцию при больших объемах производства и наличии заказов. Это выгодно как товаропроизводителю, так и потребителю. Каналы прямого сбыта дают возможность хозяйствующему субъекту оперативно изучать спрос, своевременно реагировать на его изменение, получать дополнительную прибыль. Потребитель имеет определенные гарантии качества, может напрямую высказывать свои пожелания и приобретать товар по более низкой цене.

К услугам посредников товаропроизводители обращаются, когда выполнение сбытовых функций им невыгодно или они не готовы выполнять их из-за отсутствия обученного персонала, необходимых специализированных складских помещений и транспортных средств.