Методы и приемы экономического анализа

Аграрная предпринимательская деятельность носит разнообразный характер, поэтому и методология экономического анализа многоаспектна и включает разные методы и приемы.

Инструментарий экономического анализа достаточно богат. Используются как простейшие методы (сравнение, балансовый, группировок, графический), так и более сложные — факторный и экономико-математические методы, позволяющие изучать причинно-следственные связи.

Практически все перечисленные приемы и методы экономического анализа могут найти применение в процессе анализа результирующих показателей. Рассмотрим методы, используемые в практике предпринимательства.

Наиболее часто применяется сравнение показателей, которое проводится на основе одинаковых принципов и по единой методике. Основной принцип приема сравнения — сопоставимость сравниваемых показателей. Сравнивать можно только качественно однородные показатели. Формы сравнения результирующих показателей даны на рис. 9.2.

Сравнительная оценка результативных показателей работы первичного подразделения (звена, бригады, участка) и коммерческой организации с планом (бизнес-планом), показателями других подразделений, с нормативами, ориентировочными или практическими величинами помогает принимать обоснованные управленческие решения в отношении мер и мероприятий, которые способствуют улучшению результатов предпринимательской деятельности.