Один из методических приемов изучения природной среды

Один из методических приемов изучения природной среды - разделение ее на определенные подсистемы (блоки) в зависимости от целей эксперимента. В качестве изучаемых вариантов, например, целесообразно использовать принятые системы земледелия, обеспечивающие различные уровни продуктивности агроэкосистемы.

В учреждениях, имеющих хорошую опытную базу для разработки новых, более совершенных, позволяющих выйти на заданную продуктивность систем земледелия, агроэкологические проблемы можно решить более масштабно. Такой полигон состоит из трех-четырех вариантов с различными системами земледелия, насыщенностью удобрениями и средствами защиты растений и др. Набор же вариантов при проведении агроэкологического мониторинга обязательно должен охватывать весь спектр исследуемых уровней продуктивности (как оптимальных, так и экстремальных). В частности, вариант:

  • с интенсивным возделыванием сельскохозяйственных культур, обеспечивающий максимальную для данных зональных условий продуктивность севооборота на основе использования прогрессивных технологий (первый уровень продуктивности)',
  • с использованием интегрированных систем удобрений и средств химической защиты растений, обеспечивающий достаточно высокую продуктивность на основе низких и средних доз удобрений и «мягких» способов применения химических средств защиты растений по экономическим порогам вредности (второй уровень продуктивности);
  • с биологическим способом ведения земледелия, основанный на использовании лишь органических удобрений, промежуточных культур, запашке соломы и т.д., в севооборотах с достаточным содержанием бобовых для обеспечения всех культур севооборота биологическим азотом при биологической и агротехнической системах защиты растений (третий уровень продуктивности)',
  • соответствующий абсолютному контролю (экстенсивный способ ведения земледелия), отражающий современное естественное плодородие пахотных угодий данной зоны (четвертый уровень продуктивности).