Подходы предпринимателя в отношении с наемными работниками
Предпринимателю как работодателю приходится всесторонне оценивать наемного работника. Он может использовать для этого такие критерии:
- количество труда — объем, интенсивность труда, результативность, использование рабочего времени;
- качество труда — качество продукции, соответствие стандарту и лучшим образцам, доля брака в работе;
- отношение к работе — инициативность, возможность выдерживать большие нагрузки и т.п.;
- тщательность в работе — отношение к средствам производства, подготовка, использование информации и др.;
- отношения в коллективе — готовность к сотрудничеству, реакция на замечания и другие личностные качества.
Оценивая наемного работника, предприниматель должен отдавать предпочтение не личности человека, а результативности его труда.
В процессе работы и во взаимоотношениях с наемными работниками предприниматель должен соблюдать следующие подходы:
• ставить себя на место сотрудника;
• подумать о том, что интересует сотрудника, во что он вкладывает свои силы;
• устанавливать, что влияет на поведение человека, есть ли обстоятельства, которые могут привести к положительным переменам;
• работать над созданием открытых отношений, что приводит к необходимости мириться с другими;
• проводить отбор перспективных и отсев бесперспективных работников;
• манера обращения — в зависимости от возраста, пола и должности.
Современные наемные работники предъявляют повышенные требования к условиям труда, производственной культуре, стремятся наполнить свой труд творческим содержанием. Предприниматель это тоже должен учитывать.
Наемные работники со своей стороны также оценивают предпринимателя. Среди множества характеристик особое место занимают:
а) умение слушать и слышать работника;
б) способность управлять своим эмоциональным состоянием;
в) умение вести развернутую беседу;
г) способность своевременно оценивать и предвидеть социально-психологическое состояние людей.