Факторы, определяющие размер прибыли

Прибыль и рентабельность относятся к наиболее важным обобщающим показателям, с помощью которых оцениваются результаты предпринимательской деятельности. Их величина зависит от производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности коммерческой организации. В них синтезируются все стороны аграрного предпринимательства.

Важнейшие факторы, определяющие размер прибыли:

  • объем и структура реализованной продукции (услуг);
  • себестоимость единицы реализованной продукции, работы и услуги;
  • цена реализации единицы продукции, тариф на работу (услугу).

Объемы и структура реализованной продукции и услуг могут оказывать прямое (положительное) и обратное (отрицательное) влияние на сумму прибыли. Так, если продукция (услуга) является прибыльной, то с увеличением объемов реализации и повышением удельною веса в общем объеме реализации возрастает сумма прибыли. И наоборот, с увеличением удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции (услуги) сумма прибыли уменьшается, а общая рентабельность хозяйствования снижается.

Себестоимость единицы реализованной продукции (услуги) и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости. Снижение себестоимости приводит к соответствующему увеличению суммы прибыли, и наоборот. Известно, что себестоимость единицы продукции, работы или услуги — это частное двух комплексных величин: в числителе — сумма производственных затрат, в знаменателе — объем производства. Следовательно, чтобы снизить себестоимость, нужно уменьшить значение показателя в числителе (сумму производственных затрат) и увеличить знаменатель (объем производства).

Отсюда вытекают два основных направления экономического анализа и выявления резервов снижения себестоимости:

  • калькуляция производственных затрат и совершенствование их структуры;
  • факторы, повышающие продуктивность сельскохозяйственных культур и животных, выход конечного продукта.