Функции и показатели предпринимательской деятельности

Среди особенностей, свойственных предпринимателю, отмечают способность анализировать свою деятельность, приводить ее в систему, давать экономическую оценку. Роль и значение экономического анализа предпринимательской деятельности как средства управления агробизнесом в условиях рыночных отношений постоянно возрастают. В экономическом анализе можно выделить функции:

  • изучение тенденций и закономерностей развития агробизнеса;
  • оценка результативности использования ресурсного потенциала;
  • поиск резервов повышения эффективности агробизнеса;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов, увеличению объемов реализации, денежных доходов и прибыли.

Периодичность проведения анализа зависит от его цели и степени готовности результатов предпринимательской деятельности. В агробизнесе результат чаще всего может быть получен по окончании периода работ, за полугодие или на конец года. Экономический анализ по результатам окончания периода работ, за квартал или год называется периодическим.

Полнота и достоверность результатов экономического анализа зависят от качества используемой информации. Ее источниками являются отчетные, учетные и плановые документы, а также другие виды внутренней и внешней информации.

Предварительное условие экономического анализа — тщательная проверка всех источников информации со стороны достоверности их оформления и полноты составления, увязки имеющихся данных. Достоверность и полнота внутренней исходной информации зависят от состояния учета и отчетности первичных подразделений, бухгалтерского учета коммерческой организации.

Экономический анализ и оценка результатов агробизнеса предусматривают систематизацию производственных и экономических показателей.

Показатель — понятие, при помощи которого выражают количественную и качественную сторону производственных и экономических явлений и процессов в предпринимательской деятельности (как правило, это цифровое выражение).

Производимый предпринимательский продукт можно характеризовать натуральными и стоимостными показателями.

Натуральные показатели характеризуют полезность продукта, его способность удовлетворять спрос для производственных целей и потребления. Они позволяют судить об объемах, качестве продукции и услуг.

Стоимостные показатели представляют собой денежную оценку предпринимательского продукта. Основой расчета стоимостных показателей являются натуральные показатели. Следовательно, они взаимосвязаны. При этом связующим звеном является цена.

Кроме того, на практике используются абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный показатель— величина не отвлеченная, она выражает хозяйственно-экономические явления в определенных единицах измерения (натуральных, условно-натуральных, стоимостных, трудовых). Абсолютные показатели имеют большое значение для коммерческой организации, поскольку достоверно отражают общую картину агробизнеса.

Относительный показатель — мера соотношения двух или нескольких абсолютных показателей, при котором один из них используется в качестве базового. Его получают как частное от деления одной абсолютной величины на другую. Его можно выразить натуральным, условно-натуральным, стоимостным показателем, коэффициентом, процентом.