Главный источник дохода фермера

Главным источником дохода фермера является его основная деятельность: производство и реализация растениеводческой и животноводческой продукции (объемы, расширение ассортимента и улучшение качества). Найти хорошие каналы сбыта, выгодно реализовать произведенную продукцию — одна из самых важных задач фермера.

Среди способов реализации продукции наиболее распространены: прямой сбыт продукции потребителю (продажа в собственном магазине, на рынке, в поле, со склада, у дороги с лотка), реализация продукции через оптовых и розничных торговцев.

Канал прямого сбыта — наиболее распространенный и выгодный способ продажи продукции. В нем участвуют только фермер и потребитель. В этом случае фермер непосредственно общается с потребителем, изучает его запросы и требования, мнение о продукции, претензии и пожелания.

При этом фермер разделяет потребителей на постоянных и временных (случайных) и делает ставку преимущественно на постоянных клиентов. Это заставляет его лучше работать, производить более качественную продукцию, выглядеть в глазах клиента добропорядочным поставщиком продукции. Но для этой сбытовой работы нужны основные средства торгово-сбытового характера (магазин, палатка, место на рынке, весы, оборудованные транспортные средства и т. д.) и время, которого всегда не хватает.

Каналы реализации продукции через оптовых и розничных торговцев включают: предприятия розничной торговли, рыночные структуры различных форм собственности, торговых агентов, заготовителей и т. п.

Оптовый торговец приобретает право собственности на большие партии продукции, перевозит ее, складирует и сортирует, фасует и продает. Кроме того, он берет на себя риск, отвечает за хищения, повреждения, порчу и устаревание запасов продукции, не включая в этот процесс фермера. Поэтому оптовый торговец старается сбить цену, купить продукцию дешевле.

Реализация через оптовых и розничных торговцев позволяет фермеру сбывать свою продукцию на месте ее производства с минимальными торговыми издержками, уменьшая риск.

Работая с посредниками, фермер в какой-то степени теряет контроль над тем, кому и как будет реализована его продукция, недополучает часть дохода. Тем не менее использование посредников приносит ему выгоду, поскольку у фермера не хватает ресурсов и времени для осуществления цивилизованного сбыта своей продукции потребителю.

Как и по каким каналам реализовывать продукцию, решает глава крестьянского (фермерского) хозяйства. На его выбор оказывает влияние ряд факторов: предрасположенность его и других членов хозяйства заниматься сбытовой деятельностью; умения и навыки в этом непростом деле; способность идти на определенный риск; возможность максимальной загрузки объекта собственной торговли; экономические преимущества той или иной формы реализации произведенной продукции.