Производственная программа в обслуживающих подразделениях
К обслуживающей деятельности предпринимателя в аграрном секторе относятся, главным образом, автотранспортные услуги, техническое обслуживание автомобилей и сельскохозяйственной техники (ремонт и проведение планового технического обслуживания), а также выполнение комплекса работ в растениеводстве и животноводстве.
К производственной программе автотранспортных услуг относятся:
- объем перевозок (грузообъем), т.е. количество грузов, которое подлежит перевозке в одном направлении, т;
- грузооборот, т.е. объем транспортной работы, ткм.
Это взаимосвязанные показатели, так как грузооборот (Р) рассчитывается умножением грузообъема (т) отдельных видов грузов на расстояние их перевозки (км) и измеряется в тонно-километрах (ткм).
Провозные возможности автотранспортного обслуживания зависят:
- от количества находящихся в эксплуатации автомобилей;
- грузоподъемности автомобилей (марок и моделей);
- срока эксплуатации автомобилей;
- видов (типов) грузов и их объемного веса.
Периодическое техническое обслуживание сельскохозяйственной техники — это систематический контроль за техническим состоянием машин и выполнение плановых работ для снижения их изнашиваемости, предупреждения отказов и неисправностей. Это так называемая планово-предупредительная система техобслуживания. Сюда относятся обкаточные и моечные работы, диагностика и регулировка, смазочные и заправочные действия, а также другие работы, связанные с поддержанием работоспособности технических средств.
В связи с износом менее долговечных деталей появляется потребность в ремонте. Кроме того, ремонт техники может быть необходим из-за отказа (авария, поломка, неисправность и т.п.).
Производственная программа технического обслуживания и ремонта техники может быть определена в натуральных показателях и в условном измерении. Натуральные показатели — количество технических воздействий (ТО-1, ТО-2, ТО-3, сезонное ТО, а также текущих и капитальных ремонтов конкретной марки и модели машины), а условные — количество условных ремонтов.
В первом случае предпринимателю необходимо знать фактическую и плановую наработку машин (мото-часов, килограммов израсходованного топлива, условных эталонных гектаров), а также межремонтные сроки; наличие тракторов, комбайнов, автомобилей в зоне обслуживания и коэффициенты охвата ремонтом. Во втором — трудоемкость технического обслуживания и ремонтов, которая зависит от вида ремонтных воздействий, марки (модели) технического средства и наработки. Количество условных ремонтов можно определить, разделив общую трудоемкость работ на нормативную трудоемкость одного условного ремонта (300 чел.-ч).