Нарушать закон - себе дороже

Обязана ли ревизионная комиссия садоводческого товарищества (СТ) проводить полную проверку его финансово-хозяйственной деятельности? Несет ли она ответственность за неполную или некачественную проверку? В нашем СТ акт проверки рассматривается только на общем собрании, никаким службам он не нужен. Каков срок давности акта проверки? И еще один вопрос. На общие собрания, в том числе с повесткой дня об избрании правления и ревизионной комиссии, члены СТ ходят неохотно - каждый раз собирается не более 30%. После собрания составляется протокол и отсутствовавшие знакомятся с ним под роспись. Является ли это нарушением и какие влечет последствия в отношении избрания органов СТ?

С уважением, Людмила Ивановна

Законодательство о садоводческих товариществах закрепляет лишь общие нормы, касающиеся внутреннего контроля в СТ. П. 53 Положения о садоводческом товариществе (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 50), установлено, что ревизионная комиссия проверяет финансово-хозяйственную деятельность товарищества не реже одного раза в год. Поскольку никаких изъятий и отступлений от данной нормы не предусмотрено, должна проверяться вся финансово-хозяйственная деятельность СТ. Данный аспект, как и иные вопросы, касающиеся деятельности ревизионной комиссии, целесообразно предусмотреть в локальном нормативном правовом акте СТ (например, в положении о внутреннем контроле в СТ), утверждаемым общим собранием. Для этого в уставе СТ необходимо предусмотреть соответствующие полномочия общего собрания по утверждению таких документов.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности СТ ревизионная комиссия составляет отчет и представляет его общему собранию (собранию уполномоченных) (п. 53 Положения), а не каким-либо иным «службам». Необходимо осознавать, что если в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства, у СТ есть возможность устранить их, не дожидаясь проведения проверки его деятельности государственными органами. Последняя может привести к наложению на СТ штрафа, уплата которого фактически ляжет на членов СТ.

Ревизионная комиссия - орган, подотчетный общему собранию (собранию уполномоченных). При ненадлежащем выполнении ею своих функций на обсуждение общего собрания может быть вынесен вопрос о досрочном прекращении полномочий ревизионной комиссии (переизбрании) (по письменному требованию не менее чем 1/4 членов товарищества, а также по предложению соответствующего районного исполнительного комитета).

Не совсем ясно, что имелось в виду под сроком давности отчета ревизионной комиссии. Отчет должен составляться не реже одного раза в год и рассматриваться общим собранием (собранием уполномоченных). При обнаружении нарушений финансово-хозяйственной деятельности товарищества и (или) финансовых нарушений со стороны председателя правления, казначея и (или) иных членов правления ревизионная комиссия в течение десяти дней со дня обнаружения указанных нарушений обязана потребовать созыва внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных). Нарушения могут являться основанием для наступления административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности. Законодательством предусмотрены различные сроки давности привлечения к ответственности (в зависимости от конкретного вида правонарушения).

На последний вопрос можно дать однозначный ответ: это нарушение, а созванное таким образом общее собрание неправомочно. Любой член СТ может обратиться в суд с требованием о признании решения общего собрания, в том числе об избрании органов СТ, недействительным, что повлечет необходимость избрания новых органов СТ.

В соответствии с Положением общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют либо в случае проведения заочного голосования (опросным путем) приняли участие более половины общего числа членов СТ. В случае отсутствия установленного кворума общее собрание может быть проведено повторно с той же повесткой дня, что является хорошим выходом из рассматриваемой ситуации. Повторное общее собрание правомочно принимать решения, если на нем присутствуют либо приняли участие в результате заочного голосования (опросным путем) не менее 25 процентов от общего числа членов СТ.

Допускается принятие решения общего собрания путем проведения заочного голосования (опросным путем). Каждому члену СТ направляется нарочным под расписку в получении или заказным письмом бюллетень для голосования единого образца (а не протокол, как в нашем случае, поскольку ознакомление с протоколом не является голосованием, то есть выражением воли члена СТ по конкретному вопросу). Бюллетень должен содержать: повестку дня общего собрания; формулировку вопросов, голосование по которым производится данным бюллетенем, и формулировку проектов решений по каждому вопросу; варианты голосования по каждому вопросу, выраженные словами "за", "против", "воздержался"; разъяснение порядка заполнения бюллетеня по каждому вопросу; место представления заполненных бюллетеней, день окончания голосования и день заседания счетной комиссии. Каждый член СТ заполняет и подписывает бюллетень, а затем направляет по указанному в нем адресу. Подсчет голосов при таком голосовании осуществляется счетной комиссией. По итогам заочного голосования (опросным путем) счетная комиссия оформляет протокол, подписываемый всеми ее членами СТ, и на следующий день после его оформления передает правлению для реализации принятого решения.

На вопрос отвечала Вероника САСКЕВИЧ, канд. юридических наук, доцент кафедры экологического и аграрного права юридического факультета Белгосуниверситета