Факторы, определяющие величину цены и тарифа

Считается, что цены и тарифы справедливы, если они покрывают расходы предпринимателя и приносят ему умеренную прибыль.

Цены и тарифы на рынке формируются под влиянием многих факторов, основные из которых показаны ниже.

Факторы, определяющие величину цены и тарифа

Видим, что цены и тарифы на предпринимательский продукт подвержены влиянию разнообразных внешних и внутренних факторов. Кроме приведенных факторов на уровень цен и тарифов оказывают влияние расположение места реализации товара, нравы и обычаи потребителя, новизна товара и др.

Цена может существенно изменяться в меньшую или большую сторону. Маятник цен на рынке колеблется в зависимости от спроса и предложения. Рыночная цена может изменяться ежедневно и даже в течение дня. В меньшей степени колеблются тарифы на работы и услуги. Они изменяются не более 2—3 раз в течение года.

Реализуя предпринимательский продукт, стремятся получить максимальную прибыль, которая является основной движущей силой агробизнеса. Наличие определенной прибыли в цене или тарифе становится основополагающим принципом.

Максимизацию доходов (прибыли) предприниматель осуществляет посредством оптимального сочетания трех основных факторов: цены, объема продаж и издержек (производственных и внепроизводственных расходов).

Для получения максимального дохода предприниматель заинтересован:

  • увеличивать объемы продаж, количество реализованной продукции;
  • продавать товары и оказывать услуги по более высокой цене и завышенному тарифу;
  • иметь наименьшие производственные и внепроизводственные издержки на единицу продукции (товара, работ, услуг).

Установление цены и тарифа на предпринимательский продукт является основополагающим в агробизнесе и занимает важнейшее место в предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений их роль и значение резко возросли для любого субъекта хозяйствования, поскольку от уровня цен и тарифов зависят величина прибыли, конкурентоспособность не только предпринимательского продукта, но и самой коммерческой организации, индивидуального предпринимателя.