Показатель прибыли или убытка

Отечественные и зарубежные экономисты в качестве итогового измерителя успехов или неудач предпринимателя используют показатель прибыли или убытка.

Показатель прибыли или убытка, по нашему мнению, нельзя считать экономически обоснованным. Ведь прибыль (или убыток) — результат вычитания из полученной выручки всех производственных и внепроизводственных затрат, в которые включены и амортизационные отчисления.

Амортизационные отчисления рассматриваются как затраты. На самом деле это зарезервированная предпринимателем денежная сумма, которая используется им для возмещения (реновации) основных средств. Эту сумму можно рассматривать как накопленную выгоду предпринимателя, которую нужно прибавить к исчисленной прибыли.

С этой точки зрения можно рассматривать и затраты на оплату труда предпринимателя, если они включены в себестоимость.

Исходя из таких обобщений, а также отечественного и зарубежного опыта, можно предложить показатели для оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности:

  • добавленная стоимость — разность между стоимостью предпринимательского продукта и затратами на израсходованное сырье и материалы, а также на услуги со стороны;
  • валовая прибыль — разность между добавленной стоимостью и расходами на оплату труда;
  • эксплуатационная прибыль — разница между валовой прибылью и амортизационными отчислениями;
  • балансовая прибыль — разница между денежной выручкой от реализации предпринимательского продукта и его себестоимостью (включая доходы и от внереализационных операций);
  • налогооблагаемая прибыль — разница между балансовой прибылью и выплаченным налогом на имущество;
  • чистая прибыль — разница между налогооблагаемой прибылью и выплатой налогов из налогооблагаемой прибыли.

Такое количество показателей прибыли весьма усложняет задачу предпринимателя для принятия решения об оценке эффективности его деятельности. Тем не менее с этим нужно считаться.

Важнейшим показателем экономической эффективности предпринимательской деятельности, который характеризует уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, является рентабельность. Ее можно определять по отдельным направлениям и в целом по предпринимательской деятельности.

В отечественной и зарубежной литературе выделяют три группы рентабельности:

издержек производства, производственных затрат:

R1=(Прч/Сб)*100%

инвестированного капитала:

R2=(Прч/(Ос+Об))*100%

продаж:

R3=(Прч/Dв)*100%

где Прч — чистая прибыль, которая остается в распоряжении предпринимателя, тыс. р.; Сб — полная себестоимость продукции (товаров, работ, услуг), тыс. р.; Ос и Об— среднегодовая стоимость соответственно основных и оборотных средств, тыс. p.; Dв — доход (выручка), полученный предпринимателем в течение года, тыс. р.

Рентабельность является одним из основных экономических показателей, но не основополагающим. Для предпринимателя важнее всего масса, сумма прибыли. Механизм формирования прибыли позволяет выявить три важнейших фактора, которые влияют на массу прибыли:

  • объем реализации (количество реализованной продукции, товара, работ, услуг);
  • уровень полной себестоимости единицы реализованного продукта;
  • средняя цена продажи единицы реализованного продукта.

Значительно увеличить массу прибыли можно, главным образом, за счет возрастания объемов реализации продукции, товаров, работ, услуг на основе расширения их ассортимента и повышения качества.

Показатели, отображающие экономическое состояние коммерческой организации или результат предпринимательской деятельности, могут быть очень хорошими или неудовлетворительными. Но они в большинстве случаев не объясняют причину. Прежде всего нужно оценить ситуацию, особенно на тех участках и направлениях предпринимательской деятельности, где обнаружены неудовлетворительные показатели. Причины изучают на основе использования определенных методов и приемов экономического анализа.