Принципы концернов

В зависимости от целей, на основании которых происходит это объединение отдельных предпринимательских образований, концерны могут быть основаны на следующих принципах:

  • вертикальная интеграция предприятий одной и той же отрасли;
  • горизонтальная кооперация предприятий и организаций, выпускающих однородную продукцию;
  • конгломерация (вне зависимости от горизонтальной или вертикальной общности, а также межотраслевые, не связанные прямой производственной кооперацией).

Корпорация — объединение (союз, сообщество), предполагающее общность экономических и других интересов хозяйствующих субъектов. Целями такого объединения являются производство и реализация конкурентоспособной продукции, освоение новых рынков сбыта, получение прибыли. Обладает статусом юридического лица.

Консорциум представляет собой достаточно часто встречающееся, сложное предпринимательское образование. Это временное соглашение между банками и производственными коммерческими организациями для осуществления крупного взаимовыгодного проекта. Создание его не связано с образованием юридического лица. Участники консорциума сохраняют самостоятельность и подчиняются совместно выбранному руководству только в той части деятельности, которая касается целей объединения.

Производственные объединения создаются по принципу технологической общности и однородности выпускаемой продукции. В основе производственного объединения могут быть общность сырьевой базы, территориальная близость и т. п.

Договорные совместные предприятия представляют собой временные рыночные образования. Их создание не предполагает возникновения новой организации. Внутренние правовые отношения между участниками договорных совместных предприятий регулируются межхозяйственными (межфирменными) соглашениями. По своему организационному построению это образование мало чем отличается от консорциума. Различия касаются только количественного и качественного состава участников, юридического статуса.

Перспективными формами интеграционных образований являются холдинговые компании и финансово-промышленные группы.

Холдинговая компания— это своего рода корпорация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других фирм и коммерческих организаций с целью повышения эффективности производства и реализации конечного продукта.

Специалисты, например, предлагают объединить в один холдинг молочную переработку в зоне действия молокоперерабатывающих предприятий по схеме «производитель — переработчик». Это позволит после переработки и реализации молочной продукции разделить прибыль согласно вкладу каждого товаропроизводителя — сырого молока и продукта его переработки.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — объединение коммерческих организаций, банков и иных учреждений с целью экономической интеграции участников для реализации инвестиционных проектов и программ. Она не является юридическим лицом. Государственная регистрация ФПГ проводится на основании договора о создании группы, который должен содержать сведения о целях и задачах организации, другие обоснования.

Главными правовыми условиями функционирования простых и сложных предпринимательских образований являются их государственная регистрация и внесение в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.