• Home
  • Агробизнес
  • Общая характеристика предпринимательской деятельности деятельности

Агробизнес и окружающая среда

Окружающая среда — совокупность объектов и субъектов агробизнеса, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы (рисунок). Так или иначе она воздействует на результаты агробизнеса. Это воздействие может быть как позитивным, способствующим развитию агробизнеса, так и негативным, сдерживающим его.

агробизнес и окружающая среда

Предприниматель постоянно находится во взаимоотношениях с другими хозяйствующими субъектами, собственниками на рынке приобретения и потребителями на рынке сбыта. Рассматривая эти взаимоотношения, следует отметить, что влияние их отдельных составляющих на результаты агробизнеса далеко не одинаковое. Поэтому каждый предприниматель должен уметь выявлять и учитывать наиболее существенные факторы этих взаимоотношений и вырабатывать эффективные способы реагирования на их воздействие.

Для успешного функционирования агробизнеса большое значение имеет инфраструктура, которая характеризуется разнообразием служб, организаций и учреждений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Это службы и сооружения, создание которых собственными силами обошлось бы предпринимателю слишком дорого. В связи с этим инфраструктура обеспечивается государством или другими хозяйствующими субъектами.

Инфраструктура в целом подразделяется:

а) на производственную, которая включает сооружения транспорта и связи по обслуживанию производственной сферы, складское хозяйство, материально-техническое снабжение и обеспечение, инженерные сети и др.;

б)  непроизводственную (социальную) — здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, наука и научное обслуживание, физическая культура, социальное обеспечение и др.

На развитие и повышение эффективности агробизнеса оказывает влияние также рыночная инфраструктура — система организаций и учреждений, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке. В ее составе выделяют:

  • организационную систему — посреднические, товарные и снабженческо-сбытовые организации, биржи и т. п.;
  • материально-транспортные средства, рыночное складское и тарное хозяйство, информационные системы и т.д.;
  • кредитно-расчетную систему — расчетно-финансовые центры, коммерческие банки, кредитно-финансовые учреждения.

Помимо этого предприниматель нуждается в управленческой инфраструктуре, представляющей собой систему организаций и учреждений, которые осуществляют процесс управления. Эта система включает различные консультационные центры и школы бизнеса, ассоциации предпринимателей и другие структуры, которые обеспечивают предпринимателя профессиональными услугами, научными и практическими рекомендациями, связанными с освоением новых форм и методов управления бизнесом. С их помощью осуществляются его деловые связи, коммерческие операции и иные услуги.