Порог рентабельности и точка безубыточности продаж

Порог рентабельного производства предпринимательского продукта и точка безубыточности продаж — понятия одного уровня. Они означают тот объем производства и реализации товара (продукции, работ, услуг), когда совокупный доход (денежная выручка) равняется совокупным затратам предпринимателя. Определение порога рентабельности и точки безубыточности показано на рисунке.

Определение порога рентабельности и точки безубыточности

На рисунке сумма денежной выручки показана при одной средней цене реализации и одинаковых значениях постоянных и переменных затрат. Аналогичное соотношение можно построить при различных ценах реализации, меньших или больших производственных затратах. Так или иначе эти зависимости можно считать типичными.

Сумма денежной выручки, которая покрывает постоянные затраты, называется взносом покрытия. Его можно вычислить не только для отдельного продукта, но и по всей отрасли или по коммерческой организации.

Взносы покрытия для отдельных способов производства умножаются на объемы этих способов производства и суммируются. Полученный таким образом агрегированный взнос покрытия постоянных затрат для всей организации (предприятия) сравнивается с блоком постоянных затрат. Такое сравнение позволяет получать данные о том, насколько прибыльно функционирует коммерческая структура.

Понимание экономической сущности понятий «взнос покрытия», «точка безубыточности» и владение способами их практического применения необходимы предпринимателю для разработки перспективных планов, показателей производственной программы, анализа фактической рентабельности отраслей производства и предприятия в целом, а также эффективности продаж предпринимательского продукта.