Переменные затраты при автотранспортных работах
В автотранспортных работах тоже можно выделить переменные и постоянные затраты.
К переменным затратам относятся:
- заработная плата водителей;
- отчисления на социальное страхование и другие налоговые платежи и сборы;
- затраты на резину (закупка покрышек и камер, их ремонт и т.п.);
- затраты на топливо и смазочные материалы;
- затраты на ремонт и техническое обслуживание (стоимость запасных частей; работа, связанная с ремонтом и техническим обслуживанием; затраты на техническое обслуживание — фильтры, жидкости, смазочные материалы, принадлежности);
- дополнительные транспортные затраты.
Сумму переменных затрат чаще всего рассчитывают на 100 км пробега (общего и с грузом).
Отчисления на социальные нужды планируют в размерах, оговоренных законодательством Республики Беларусь (единый платеж).
Расходы на замену резины или ее ремонт рассчитывают, исходя из планируемого общего пробега автомобиля, количества шин, ходимости одного комплекта шин и цены его приобретения. Пользуясь этими данными, можно вычислить норматив расхода на резину в расчете на 1000 км общего пробега автомобиля.
Затраты на топливо и смазочные материалы определяют, исходя из цены приобретения топлива и нормы его расхода для каждой марки автомобиля (в расчете на 100 км пробега и 100 ткм автотранспортной работы). К вычисленному расходу основного топлива нужно добавить дополнительный его расход на работу автомобиля в зимних условиях, перевозку грузов на сниженных скоростях, работу в условиях весенней и осенней распутицы и бездорожья. В совокупности это увеличение составляет 10... 12 % годового расхода основного топлива.
Для перевода топлива из объемного (л) в весовое измерение (кг) используются показатель плотности топлива, умножив объем на плотность.
Затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобилей являются комплексной статьей. Сюда включаются заработная плата ремонтных рабочих, стоимость запасных частей, агрегатов и ремонтных материалов, стоимость сварочных работ и т.п. Эти затраты рассчитывают двумя способами:
- по нормативам затрат на 1 000 км общего пробега;
- по нормативам затрат на 100 р. балансовой стоимости (% балансовой стоимости автомобиля).
Указанные нормативы приведены в справочниках. Их можно рассчитать применительно к конкретной марке автомобиля и определенным условиям его эксплуатации.